СДЮШОР "ЮНКЕР"

Теоретические основы катания на коньках онлайн

 

Планирование тренировки

 

 

 

Учебные занятия по фигурному катанию, если нет искусственного катка, обычно начинаются с сентября и завершаются в весенние месяцы. Условно подготовительный период тренировки длится с сентября по декабрь, соревновательный — с января по март и переходный — с апреля по август.


В подготовительном периоде основные задачи — постепенная подготовка организма спортсменов к интенсивной тренировке,: формирование и совершенствование навыков и качеств, важных для успешного овладения техникой фигурного катания на коньках.


Средствами тренировки в этом периоде являются специальные упражнения фигуриста, хореографические и легкоатлетические упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр. Занятия на льду вводятся с момента появления естественного льда. Для подготовительных групп они непродолжительны, и включают не столько упражнения фигуриста, сколько игри на льду, эстафеты я просто катание.


Систематически проводятся лекции и беседы по теории фигурного катания, изучаются и совершенствуются позиции тела фигуриста.

В начале подготовительного периода большинство занятий лучше проводить ,на воздухе (на спортивной площадке, стадионе, в парке). Рекомендуются бег, прыжки, игры, гимнастические упражнения. Одно-два занятия в неделю целесообразно посвящать хореографии (обязательно под музыку).


В середине периода нагрузку рекомендуется увеличивать и переходит к специальным упражнениям, имитирующим упражнения фигури-риста, и к хореографической и артистической подготовке.


За одну-две недели до выхода на лед обязательно проводить 30–15-минутные занятия в зале, но уже на коньках (конечно, в чехлах). Это особенно важно для новичков в фигурном катании и детей дошкольного и младшего школьного возраста, у которых связки суставов недостаточно прочны. Им надо рекомендовать как можно чаще ходить на коньках по полу и во время утренней гимнастики.

С появлением льда главной задачей становится овладение техникой фигурного катания и совершенствование в ней. Эта задача решается и в соревновательном периоде, когда формирование технических навыков и качеств фигуриста проверяется в процессе прикидок и соревнований.


Занятия в этом периоде в основном проводятся на льду. Лишь спортсмены высоких разрядов, изучающие новые сложные фигуры, дополнительно занимаются в зале.


Новичкам первую неделю достаточно заниматься на льду 40–45 мин, с перерывом 5–10 мин, для отдыха. Во вторую и третью недели продолжительность занятий постепенно увеличивается до 1,5 часа.


В недельном цикле первой половины подготовительного периода 2–3 дня необходимо уделять функциональной подготовке и 2–3 дня упражнениям, подводящим к технике обязательных и произвольных фигур. Во второй половине подготовительного периода внимание в недельном цикле сосредоточивают на технической подготовке. Около половины времени занятий отводится обязательным упражнениям.


В соревновательном периоде все занятия недели посвящают технической подготовке, отводя один день полному отдыху (лучше всего в лесу, на берегу озера, реки и т. д.).


В течение недели выделяют 1–2 занятия с крупными специальными нагрузками (к примеру, повторение программы произвольного катания несколько раз подряд с крупными и малыми паузами для отдыха). В недельном цикле перед соревнованиями специальную нагрузку несколько снижают, особенно накануне состязаний.


С самого начала соревновательного периода необходимо периодически устраивать курсовки, чтобы занимающиеся привыкали к обстановке соревнований.


В переходном периоде основная задача состоит в постепенном снижении специальной нагрузки и дальнейшем развитии физических качеств в процессе занятий различными видами спорта и имитационными упражнениями. Продолжительность периода зависит от продолжительности наличия естественного льда — примерно 4–5 месяцев.


После соревнований сезона, выступлений, курсовок организм спортсмена должен постепенно переключаться на занятия с меньшими нагрузками.


После того как прекращены занятия на катке, надо вначале использовать специальные упражнения фигуриста имитационного характера в зале и только затем переходить к более продолжительным занятиям хореографией, катанию на роликовых коньках и т. п.


К концу периода занятия специальной гимнастикой фигуриста сводятся до минимума, больше времени уделяется занятиям на воздухе, туризму, играм и легкой атлетике, В июле-августе целесообразно прекратить организованные занятия по фигурному катанию и оставить только ежедневную утреннюю гимнастику и занятия одним-двумя видами спорта.

Хорошим вспомогательным средством летом для фигуриста являются туризм, легкая атлетика, плавание, подводное плавание, спортивные игры.


ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА      


В настоящее время прочно утвердилась точка зрения на фигурное катание как на вид спорта, приносящий большую пользу физическому совершенствованию детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 6–7 лет). Если учесть периоды начальной подготовки детей к разносторонней двигательной деятельности на коньках (с 4 лет), то рекомендуется признать, что фигурной катание — прежде всего вид детского спорта.   1

На практике чаще всего распределяют детей на подгруппы в связи с обучением в школе:     

младший возраст — 7–11 лет, средний возраст — 12–16 леш старший возраст — 17–18 лет.    

К 7 годам двигательный аппарат малыша достигает высокой! уровня развития, что позволяет обучать их широкому кругу разная образных движений.     

В 7–9 лет, а затем в начальный период полового созреваний (у мальчиков с 12 лет, у девочек с 11 лет) наблюдается усилении роста позвоночника. Поскольку в подростковом возрасте часто зна чительно увеличиваются размеры длинных трубчатых костей нижи них конечностей, в период полового созревания может наблюдатш ся весьма выраженный рост — до 10 см за год.  


В младшем школьном возрасте четко формируются основный кривизны позвоночника: шейный и поясничный лордоз, трудной кифоз. Грудная клетка достигает структуры, характерной для взрослого человека. Дети 7–11 лет отличаются хорошей гибкостью в суставах. А это очень важно в фигурном катании. В этом возрасте весьма податливы и мелкие суставы стоп, что легко вызывает понижение продольного свода стопы при нагрузке, как правило имеющее обратимое функциональное значение. Такое уплощение свода стопы легко определить по ее удлинению во время нагрузки.


К 7 годам высокого уровня развития достигает мышечный аппарат, обладающий высокой возбудимостью, лабильностью (способностью воспроизводить высокие частоты раздражений) н большой способностью к разнообразнейшему согласованию сокращений различных мышц. Особенно важно, что в младшем школьном возрасте уже полностью созревают рецепторы, воспринимающие напряжение, расслабление и растягивание мышц и внутрисуставное давление, а к 12–15 годам морфология проприорецепторов соответствует уровню морфологии взрослого человека. Таким образом создаются исключительные условия для совершенствования координации, столь важной для достижения высокого технического мастерства уже в школьные годы. Это прежде всего связано с высокой «остротой» мышечно-суставного чувства и тактильного управления движениями.


Большая роль здесь принадлежит мышечному аппарату туловища, образующему так называемый мышечный корсет. Так как позвоночник и грудная клетка детей весьма эластичны и податливы, то осанку в основном определяют функциональные особенности мышц туловища, а это для фигуриста — вопрос первостепенной важности. Осанка — это не только соотношение различных частей тела в статике, но и сохранение этого соотношения в ходе сложной двигательной деятельности.


Правильная осанка создает общее впечатление непринужденности, красоты поз и движений фигуриста. Она является также условием точности движений (к примеру, при так называемом скручивании — противоположном движении плечевого пояса по отношению к тазу).</