Учебные занятия по фигурному катанию, если нет
искусственного катка, обычно начинаются с сентября и завершаются в весенние
месяцы. Условно подготовительный период тренировки длится с сентября по
декабрь, соревновательный — с января по март и переходный — с апреля по август.
В подготовительном периоде основные задачи — постепенная
подготовка организма спортсменов к интенсивной тренировке,: формирование и
совершенствование навыков и качеств, важных для успешного овладения
техникой фигурного катания на коньках.
Средствами тренировки в этом периоде являются специальные
упражнения фигуриста, хореографические и легкоатлетические упражнения,
подвижные игры и элементы спортивных игр. Занятия на льду вводятся с момента
появления естественного льда. Для подготовительных групп они непродолжительны,
и включают не столько упражнения фигуриста, сколько игри на льду, эстафеты я
просто катание.
Систематически проводятся лекции и беседы по теории
фигурного катания, изучаются и совершенствуются позиции тела фигуриста.
В начале подготовительного периода большинство занятий лучше
проводить ,на воздухе (на спортивной площадке, стадионе, в парке).
Рекомендуются бег, прыжки, игры, гимнастические упражнения. Одно-два занятия в
неделю целесообразно посвящать хореографии (обязательно под музыку).
В середине периода нагрузку рекомендуется увеличивать и переходит
к специальным упражнениям, имитирующим упражнения фигури-риста, и к
хореографической и артистической подготовке.
За одну-две недели до выхода на лед обязательно проводить 30–15-минутные
занятия в зале, но уже на коньках (конечно, в чехлах). Это особенно важно для
новичков в фигурном катании и детей дошкольного и младшего школьного возраста,
у которых связки суставов недостаточно прочны. Им надо рекомендовать как можно
чаще ходить на коньках по полу и во время утренней гимнастики.
С появлением льда главной задачей становится овладение
техникой фигурного катания и совершенствование в ней. Эта задача решается и в
соревновательном периоде, когда формирование технических навыков и качеств
фигуриста проверяется в процессе прикидок и соревнований.
Занятия в этом периоде в основном проводятся на льду. Лишь
спортсмены высоких разрядов, изучающие новые сложные фигуры, дополнительно
занимаются в зале.
Новичкам первую неделю достаточно заниматься на льду 40–45
мин, с перерывом 5–10 мин, для отдыха. Во вторую и третью недели
продолжительность занятий постепенно увеличивается до 1,5 часа.
В недельном цикле первой половины подготовительного периода 2–3
дня необходимо уделять функциональной подготовке и 2–3 дня упражнениям,
подводящим к технике обязательных и произвольных фигур. Во второй половине
подготовительного периода внимание в недельном цикле сосредоточивают на
технической подготовке. Около половины времени занятий отводится обязательным
упражнениям.
В соревновательном периоде все занятия недели посвящают
технической подготовке, отводя один день полному отдыху (лучше всего в лесу, на
берегу озера, реки и т. д.).
В течение недели выделяют 1–2 занятия с крупными
специальными нагрузками (к примеру, повторение программы произвольного катания
несколько раз подряд с крупными и малыми паузами для отдыха). В недельном цикле
перед соревнованиями специальную нагрузку несколько снижают, особенно накануне
состязаний.
С самого начала соревновательного периода необходимо
периодически устраивать курсовки, чтобы занимающиеся привыкали к обстановке
соревнований.
В переходном периоде основная задача состоит в постепенном
снижении специальной нагрузки и дальнейшем развитии физических качеств в
процессе занятий различными видами спорта и имитационными упражнениями.
Продолжительность периода зависит от продолжительности наличия естественного
льда — примерно 4–5 месяцев.
После соревнований сезона, выступлений, курсовок организм
спортсмена должен постепенно переключаться на занятия с меньшими нагрузками.
После того как прекращены занятия на катке, надо вначале
использовать специальные упражнения фигуриста имитационного характера в зале и
только затем переходить к более продолжительным занятиям хореографией, катанию
на роликовых коньках и т. п.
К концу периода занятия специальной гимнастикой фигуриста
сводятся до минимума, больше времени уделяется занятиям на воздухе, туризму,
играм и легкой атлетике, В июле-августе целесообразно прекратить организованные
занятия по фигурному катанию и оставить только ежедневную утреннюю гимнастику и
занятия одним-двумя видами спорта.
Хорошим вспомогательным средством летом для фигуриста
являются туризм, легкая атлетика, плавание, подводное плавание, спортивные
игры.
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время прочно утвердилась точка зрения на
фигурное катание как на вид спорта, приносящий большую пользу физическому
совершенствованию детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 6–7 лет).
Если учесть периоды начальной подготовки детей к разносторонней двигательной
деятельности на коньках (с 4 лет), то рекомендуется признать, что фигурной катание — прежде
всего вид детского спорта. 1
На практике чаще всего распределяют детей на подгруппы в связи
с обучением в школе:
младший возраст — 7–11 лет, средний возраст — 12–16 леш
старший возраст — 17–18 лет.
К 7 годам двигательный аппарат малыша достигает высокой!
уровня развития, что позволяет обучать их широкому кругу разная образных
движений.
В 7–9 лет, а затем в начальный период полового созреваний (у
мальчиков с 12 лет, у девочек с 11 лет) наблюдается усилении роста
позвоночника. Поскольку в подростковом возрасте часто зна чительно
увеличиваются размеры длинных трубчатых костей нижи них конечностей, в период
полового созревания может наблюдатш ся весьма выраженный рост — до 10 см за год.
В младшем школьном возрасте четко формируются основный
кривизны позвоночника: шейный и поясничный лордоз, трудной кифоз. Грудная
клетка достигает структуры, характерной для взрослого человека. Дети 7–11 лет
отличаются хорошей гибкостью в суставах. А это очень важно в фигурном катании.
В этом возрасте весьма податливы и мелкие суставы стоп, что легко вызывает
понижение продольного свода стопы при нагрузке, как правило имеющее обратимое
функциональное значение. Такое уплощение свода стопы легко определить по ее
удлинению во время нагрузки.
К 7 годам высокого уровня развития достигает мышечный
аппарат, обладающий высокой возбудимостью, лабильностью (способностью
воспроизводить высокие частоты раздражений) н большой способностью к
разнообразнейшему согласованию сокращений различных мышц. Особенно важно, что в
младшем школьном возрасте уже полностью созревают рецепторы, воспринимающие
напряжение, расслабление и растягивание мышц и внутрисуставное давление, а к 12–15
годам морфология проприорецепторов соответствует уровню морфологии взрослого
человека. Таким образом создаются исключительные условия для совершенствования
координации, столь важной для достижения высокого технического мастерства уже в
школьные годы. Это прежде всего связано с высокой «остротой» мышечно-суставного
чувства и тактильного управления движениями.
Большая роль здесь принадлежит мышечному аппарату туловища,
образующему так называемый мышечный корсет. Так как позвоночник и грудная
клетка детей весьма эластичны и податливы, то осанку в основном определяют функциональные
особенности мышц туловища, а это для фигуриста — вопрос первостепенной
важности. Осанка — это не только соотношение различных частей тела в статике,
но и сохранение этого соотношения в ходе сложной двигательной деятельности.
Правильная осанка создает общее впечатление
непринужденности, красоты поз и движений фигуриста. Она является также условием
точности движений (к примеру, при так называемом скручивании — противоположном
движении плечевого пояса по отношению к тазу). |